Mirrosta.ru

Психодрама: инструменты, фазы и формы

Психодрама


Основателем метода психодрамы считают Марено. Он изобрёл социометрию, которая является теоретической и методологической основой для психодрамы. В 1922 г. США Марено организовал театр импровизации. Тогда же метод психодрамы получил популярность.


Основные инструменты психодрамы

1. Сцена – пространство, где разворачиваются психо драматические действия. Места должно быть достаточно, должна быть возможность менять освещение, минимальный набор мебели.


2. Ведущий психодрамы – это тот, кто помогает клиенту поставить свою драму. Ведущий должен стимулировать группу, стимулировать клиента в игре, прерывать сцены, если они становятся непродуктивными и не терапевтическими, давать обратную связь клиенту и группе.


3. Протагонист – это первый игрок, главный исполнитель. Он ставит драму спонтанно, экспромтом. У протагониста есть возможность прожить ситуацию и посмотреть на неё глазами других участников. Если эта ситуация действительно проживается, то можно избавиться от негативных переживаний, связанных с этой ситуацией.


4. Партнёры – вспомогательное «я». Они изображают отсутствующих или воображаемых лиц, неодушевлённые предметы. Партнёры помогают протагонисту исследовать свою ситуацию, дают обратную связь. Важно при этом, различать свои чувства и чувства роли.


5. Группа – люди, не участвующие в драме. Они молчаливые наблюдатели. Их задача дать обратную связь.
Для психодрамы подходит группа в 6-9 человек. Приветствуется разный возраст участников и люди обоего пола.

Процесс психодрамы переживает фазы своего развития


1. Разогрев. Участники собираются, занятые разной деятельностью, способствующей сплочению группы (пантомима, игры, дискуссии). Важен хороший настрой группы и контакт с ведущим психодрамы.


2. Игра, действие. Постановка конкретной драмы.


3. Обсуждение. Партнёры по очереди описывают свои чувства, которые появились при исполнении роли. Важно не давать советов и интерпретаций, только чувства и переживания. В конце обсуждения проводится ритуал снятия роли.


4. Шеринг – обмен чувствами, эмоциями, единение протагониста со зрителями.


5. Анализ – проходит через несколько дней после психодрамы. Обсуждается теоретически проигранная драма.


В психодраме важны спонтанность и креативность.
Спонтанность можно рассматривать как сигнал, влияющий на поведение или как способ использования этого сигнала.

Креативность - это творческое отношение к жизни. Действенное – это выражение творческого акта через действие.

Формы психодрамы:


1. Психодрама на протагонисте. Проживаемая драма, вытесняет переживания протагониста. Он действует через свою роль и роли других персонажей.


2. Драма, центрируемая на теме. В ходе беседы выявляется одна общая тема. Делаются небольшие сценки. Разогрев будет частью работы.


3. Психодрама направлена на группу. Данная работа проводится в норме на протагониста, но тема проблемы затрагивает каждого участника группы.


4. Драма, центрируемая на группе. Отношения участников группы «здесь и сейчас». Эта психодрама может проходить без протагониста. В некоторых случаях такая работа может перейти в социограмму.


5. Импровизационная игра без жёстких правил и ролей, основана на импровизации. Нет ничего заранее определённого. Проясняются отношения в группе, эмоциональное состояние участников.


6. Ролевая игра. Метод социологического тренинга. Полезно сделать видеозапись, чтобы анализировать поведение участников.


7. Ситуационная игра. Это метод социального тренинга применяется в качестве разогрева. Цель: учиться справляться с затруднительными ситуациями, учиться переходить от спонтанности к креативности.


8. Социодрама. Выясняется отношение к обществу или группе. Исследуется причина конфликта.