Mirrosta.ru

Паттерн изменения субмодальных убеждений в нлп - технологии нлп

Паттерн изменения «субмодальных» убеждений

Концепция

Мы не рождаемся с готовым набором убеждений, а сами формируем их. Мировоззрение вырабатывается со временем под влиянием размышлений, репрезентаций и подтверждений полученного опыта. Где же истоки убеждений? Как мы формируем их? Судя по всему, в жизненных переживаниях.

Но сами по себе переживания не порождают убеждений. Убеждения начинают складываться, когда мы впервые репрезентируем опыт, когда мы «размышляем» о нем, однако окончательно формируются они в более позднее время и на более высоком уровне, т. е. мета-уровне, когда мы укрепляемся в своих представлениях и репрезентациях. Именно подтверждение наших умозаключений превращает их в убеждения.

А когда умозаключение стало убеждением, оно начинает управлять нашим восприятием. Укоренившиеся представления становятся привычными, как бы застывают и перестают осознаваться. Став сложившимся миропониманием, убеждения оказываются неизменными картами, при помощи которых мы кодируем индивидуальные смыслы явлений. А тогда наши взгляды становятся фильтрами восприятия, и мы начинаем видеть их подтверждение повсюду. Так мы делаем свои убеждения самореализующимися, а в результате «во что верим, то и переживаем». В этом смысле убеждения функционируют как центральный стержень нашей психологической организации. Ричард Бэндлер (Вапс11ег, 1982) так описывает их огромное влияние и всепроникающую природу:

Формы нашего поведения организованы вокруг особых, в высшей степени устойчивых образований, называемых убеждениями. Убеждения имеют тенденцию становиться намного более универсальными и категоричными, чем понимание. Сформировавшись, они могут даже мешать чело-веку воспринимать противоречащие им факты или новые убеждения.

С точки зрения структуры убеждения представляют собой мета-уровневый феномен, возникший на основе наших представлений, репрезентаций и состояний. Это означает, что, хотя мы можем примерять различные представления и предположения, касающиеся самих себя, убеждение не возникает, пока мы не подтвердим, не закрепим и не сочтем ценным тот или иной взгляд на вещи. Для того чтобы сформировать убеждение, мы должны сказать «да» представлению или суждению. Это происходит на более высоком «логическом уровне», нежели тот, на котором мы репрезентируем информацию. Мы можем репрезентировать многие явления и обдумывать многие умозаключения, в которые мы не верим. Чтобы поверить, необходимо обрести состояние убежденности в отношении какого-либо эмпирически или умозрительно полученного представления, признать его ценность и, таким образом, сделать его для себя реальным, значимым и истинным. Чтобы представление формулировалось и переживалось как убеждение, нужен мета-переход. Поэтому наши убеждения — это не что иное, как мета- состояние по поводу репрезентаций.

В отличие от убеждения сомнение содержит одновременно и подтверждение, и опровержение мысли. Взамен первоначальному «нет!» уже в следующее мгновение приходит «да!». Мы мечемся между двумя крайностями: «Да, именно так... впрочем, нет, не совсем». Сомнение — это двойственное фреймирование мысли, не дающее нам твердой уверенности. Может, да, а может, и нет. Если сравнить сомнение с отрицанием, то последнее отличается решительным «нет!» тому или иному убеждению или представлению. «Нет, этого не может быть, не верю». Из этих примеров явствует, что убеждение, сомнение и отрицание со структурной точки зрения имеют сложный состав, включающий мета-уровни.

А теперь зададимся вопросом: можем ли мы изменять убеж-дения? Еще как можем! По этому поводу Бэндлер (ВапсИег, 1985) заметил: «Изменять убеждения людей довольнд просто, если только вы заручились их согласием» (курсив наш).

Первый описываемый нами паттерн — паттерн ускоренного изменения убеждений — дает возможность влиять на их структуру. Эту технологию нельзя назвать особенно полезной или действенной, тем не менее иногда она позволяет добиться результатов. Лично я этот паттерн больше не использую и не рекомендую другим. И все же, поскольку он был первым экспресс-паттерном НЛП, я включил его в эту главу в качестве исторической справки. Паттерн изменения убеждений Дилтса с пространственным якорением и целым музеем старых взглядов намного более результативен и даже превосходит паттерн мета-подтверждения и мета-отрицания. Кроме того, вы можете использовать в процессе изменения убеждений вопросы, связанные с линиями мышления. Это поможет изменять, обновлять и прояснять те убеждения по поводу нашего «я», которые бесполезны или мешают нам. Обращайтесь к паттернам изменения убеждений всякий раз, когда хотите сделать взгляды, особенно на собственное «я», другими.

Подготовка к изменению «субмодальных» убеждений

1.     Выявите ограничивающее убеждение, которое вы хотели бы изменить.

Какое из ваших убеждений ограничивает вас?

Каковы ваши убеждения относительно себя, денег, успеха, здоровья, фитнеса, ответственности, обратной связи и т. д.?

2.     Выявите свои мета-ограничивающие убеждения.

Каковы ваши убеждения по поводу этого убеждения?

Сделайте шаг назад от убеждения первого уровня и определите, придаете ли вы ему такой смысл, который нельзя назвать позитивным или экологичным?

3.     Обратите внимание на репрезентации вашего убеждения.

Как вы репрезентируете свое убеждение?

Как выглядит фильм, проигрываемый в вашем сознании на первичном уровне?

Какими кинематографическими характеристиками обладает этот фильм?

Какой язык вы используете в сценарии этого фильма?

4.     Определите репрезентации ваших сомнений.

В чем вы сомневаетесь?

В чем заключаются колебания между двумя полюсами, когда вы размышляете о предмете ваших сомнений?

Откуда вы знаете, что испытываете сомнение, неопределенность и неуверенность?

Какова кинестетика вашего сомнения, его кинематографические характеристики и внутренняя структура?

5.     Противопоставьте репрезентациям сомнения репрезентации убеждения.

Как различаются по своей структуре эти два набора репрезентаций?

Каковы принципиальные отличия кинематографических характеристик убеждения?

6.     Протестируйте кинематографические характеристики одну за другой.

Когда вы тестируете кинематографические характеристики одну за другой, изменение каких из них оказывает самое сильное влияние на ваше убеждение или сомнение, а какие преображают их кардинально?

7.     Сформулируйте новое, более позитивное убеждение, которого вы хотели бы придерживаться.

Какое убеждение вы хотели бы приобрести взамен того, ко-торое вас ограничивает?

Сформулировали ли вы его в позитивных терминах как процесс или способность?

Похоже ли оно на суждения такого типа: «Я могу научиться позитивно принимать критику» или «Я способен к быстрому и эффективному обучению»?

Каково это новое убеждение, хорошо ли оно сформировано?

8.     Проверьте новое убеждение на экологию.

Адекватно ли ваше новое убеждение всем аспектам вашей жизни и совместимо ли оно с ними?

Полностью ли вы гармонизированы с этим убеждением?

Возражают ли против него какие-либо части вашего «я»?

Изменение убеждений

Теперь, проделав подготовительную работу, вы готовы трансформировать старое, ограничивающее убеждение в новое, развивающее вас.

1.     Превратите ограничивающее убеждение в сомнение.

Для начала получите доступ к ограничивающему убеждению — пусть его кинематографические характеристики постепенно сменят свое кодирование на то, которое характерно для сомнения.

2.     Переключайте старое, ограничивающее убеждение туда и обратно между убеждением и сомнением.

Что вы чувствуете, когда переключаетесь между тем, в чем убеждены, и тем, в чем сомневаетесь?

Продолжайте переключаться между убеждением и сомнением. Когда вы научитесь делать это легко, начните переключаться все быстрее и быстрее. Продолжайте, пока вы не почувствуете дезориентацию, головокружение и замешательство. Получилось?

3.     Замените старое убеждение новым, позитивным.

А теперь приглушите все кинематографические характеристики вашего старого ментального фильма — так, чтобы перестать видеть, слышать или чувствовать содержание этого убеждения.

Очистив свой экран, поместите туда новое, позитивное убеждение, а затем усильте все репрезентации и характеристики этого фильма. Переключите его на кодирование твердого убеждения, а затем опять на сомнение и еще несколько раз туда и обратно.

4.     Остановитесь в тот момент, когда новое содержание закодировано как убеждение.

Во время последнего переключения усильте кинематографические характеристики нового содержания так, чтобы оно стало вашим твердым убеждением. Затем сделайте их еще ярче, чтобы сформировать убедительную репрезентацию. Остановитесь и впитайте ее; прочувствуйте, как она выглядит, звучит и ощущается вами. Произведите ее подстройку под будущее.

5. Протестируйте новое убеждение.

Прервите состояние. Подумайте о предмете своего старого убеждения. Что при этом происходит?

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие