Mirrosta.ru

Паттерн выявление состояний в нлп

Паттерн выявление состояний в нлп

Концепция

Важнейший навык НЛП — способность вызывать репрезентации, реакции, переживания, чувства, воспоминания и образы, вводящие человека в определенное состояние. Вызывая у себя или других состояния, репрезентации, различные кинематографические характеристики внутренних фильмов, ресурсы и т.д., мы открываем, исследуем и определяем структуру опыта.

А распознав форму, структуру опыта, можно получить чертеж модели, по которому создать и саму модель. Мы способны воспроизводить широкий спектр переживаний, начиная от мотивации и заканчивая креативностью, лабильностью и другими.

Если мы попытаемся выявить структуру опыта, не введя человека в соответствующее состояние, наше исследование будет ограничиваться лишь разговорами о нем, а не его непосредственным переживанием. В этом случае человек, с которым мы работаем, упускает как минимум один уровень из своего опыта. В результате мы знакомимся лишь с теоретизированием по поводу переживания, а не с ним самим.

Вооруженные навыками выявления, мы больше не будем разводить руками в бесплодных мечтах об обладании ресурсами. Мы сможем раскрыть и смоделировать внутренние программы и фреймы, которые продуцируют состояния совершенства или максимальной производительности. Можно также трансформировать переживания, заменяя старые проблемы новыми ресурсами. Такая трансформация играет ключевую роль в эффективной коммуникации, убеждении и мотивации.

Процесс выявления состояний — это, по существу, «погружение внутрь» собственной нейро-семантической системы, об-ращение к тому, что усвоено и хранится в памяти. Зрительные сигналы доступа указывают на то, что ваш собеседник вовлечен в сенсорную переработку информации. А теперь предостережение: когда человек совершает внутреннее путешествие, не торопите его и передохните сами. Если вы будете разговаривать во время его внутренних поисков, вы можете прервать этот процесс или невольно внушить ему определенный ход мыслей.

Паттерн

1.     Перейдите в аптаймовое состояние.

Как быстро вы можете «прийти в чувство»?

Что вы почувствуете, когда раскроете все свои сенсорные рецепторы так, что сможете вобрать в себя все зрительные впечатления, звуки, ощущения и т.д.?

«Аптаймовое» — значит, «в высшей степени» восприимчивое, предельно внимательное по отношению к внешнему миру.

2.     Помогите человеку войти в состояние.

Известны ли вам три главных вопроса, направленных на выявление?

Вспомните, когда вы чувствовали X... а затем назовите это состояние (например, уверенности, креативности* честности, откровенности, влюбленности и т. д.) и ответьте на эти вопросы.

Что вы испытали бы, если бы вы думали или чувствовали X?

Знаете ли вы человека, который думает или чувствует X? Что вы испытали бы, если бы могли встать на место этого человека и хотя бы на несколько минут обрести его навыки, чувства и состояния?

3.     Выявите как можно более чистое, простое состояние. Какой штрих, пусть самый мелкий и обыденный, передает

сущность этого состояния?

Есть ли у вас примерное меню, из которого клиент мог бы выбирать, чтобы легче найти этот простой, но часто неуловимый штрих?

Избегайте эмоционально и семантически нагруженных референций, и тогда вы наверняка найдете больше, чем искали. Используя простые референции и сдержанные эмоции, вы получите более ясную и недвусмысленную информацию о структуре переживания.

4.     Высказывайтесь конгруэнтно и однозначно. Полностью ли вы используете инструменты выявления —

слова, которые вы произносите, тон голоса, темп речи, поза и т.д.?

Говорите ли вы так, чтобы создавалось впечатление, что вы сказали именно то, что сказали?

Насколько конгруэнтно звучит ваша речь?

5.     Дайте собеседнику время и пространство. Насколько комфортно вам сидеть и молчать, пока другой

человек перерабатывает информацию?

Насколько комфортно вы себя чувствуете, когда, стремясь вызвать у клиента ощущение ценности его переживаний, даете ему поощрительные сигналы: «М-хмммм, да-да, вот так, хорошо, просто погрузитесь в это».

Готовы ли вы использовать фрейм «как если бы», если вам кажется, что человеку трудно войти в состояние? Просто предложите ему притвориться, что это уже произошло (см. Паттерн фрейма «как если бы»).

«Да, я знаю, что у вас не получается, но что бы вы почувствовали, если бы получилось?»

«Мы с вами понимаем, что вы не можете это сделать... Но просто притворитесь на минутку, что вы это почувствовали».

6.     Начните с неспецифических слов и предикатов.

Готовы ли вы помочь человеку войти в состояние с помощью неспецифических терминов? Начните с таких терминов, как «думать», «знать», «понимать», «вспоминать», «переживать», «осознавать» и т. д.

Знаете ли вы, что эти термины позволяют человеку отыскивать переживание в его репрезентативных системах так, как для него органично?

7.     Прислушивайтесь к используемым предикатам и подстройтесь под них.

Знаете ли вы, что вы можете прислушиваться к предикатам, которые использует клиент, и постоянно подстраиваться под них? Просто внимательно слушайте и наблюдайте, как человек входит в репрезентативные системы, и, когда услышите сенсор-но-специфическое слово, тоже используйте его.

Если, например, человек употребляет визуальный предикат, переключитесь в визуальный режим: «И что вы видите?..»

8.     Используйте действенные даунтаймовые вопросы.

Знаете ли вы, как формулировать и использовать вопросы,

погружающие человека в глубь себя и выявляющие внутреннюю информацию или опыт?

Какие «даунтаймовые» вопросы есть в вашем арсенале?

Какие из них вам кажутся наиболее полезными?

9.     Идентифицируйте кинематографические характеристики ментального фильма другого человека.

Приготовили ли вы вопросы к самому себе, чтобы не ослаблять внимания и правильно себя вести, когда другой человек начнет входить в состояние?

Какие вопросы сосредоточат вашего клиента на форме и структуре опыта, с тем чтобы вы могли определить его кодирование?

Например: как он кодирует фильм, проигрываемый в кино-театре его сознания?

Поскольку при выявлении мы помогаем другому осознать то, что обычно не осознается, то что лучше всего поможет в этом — терпение, предвидение, энтузиазм, принятие, эмпатия, сосредоточенность и т.д.?

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие