Mirrosta.ru

Словарь терминов нлп – терминология нлп

Словарь терминов нлп –  терминология нлп

Аналоговый, Непрерывно изменяющийся между крайними величинами, как при регуляции освещенности. Аналоговая «субмодальность» изменяется подобно плавному переходу от света к темноте, тогда как дигитальная «субмодальность» работает по принципу «или выключено, или включено», т. е. мы видим картину либо ассоциированно, либо диссоциированно.

«Аптайм». Состояние, в котором внимание и чувства направлены вовне, к непосредственному окружению; все сенсорные каналы открыты.

Ассоциация. Мысленное видение, слышание и ощущение изнутри переживания. Ассоциация противопоставляется диссоциации. При диссоциации вы видите себя в визуальном образе. Как правило, диссоциация устраняет из опыта эмоции, в то время как при ассоциации мы воспринимаем информацию эмоционально.

Аудиальный. Относящийся к слуху— одной из основных репрезентативных систем.

Ведение. Изменение своих действий после установления раппорта так, чтобы другой человек следовал вашему примеру. Способность вести — признак хорошего раппорта.

Визуализация. Видение образов в вашем сознании.

Визуальный. Наблюдение, воображение, репрезентативная система зрения.

Внутренние репрезентации. Паттерны информации, которые мы создаем и храним в памяти; комбинации образов, звуков, тактильных ощущений, запахов и вкусов.

Встраивание. Процесс вкладывания в тело и разум новой ментальной стратегии (способа действий), в результате которого она становится автоматической; часто достигается применением якорения, метафор, притч, рефрейминга, подстройки к будущему и т. д.

Вторая позиция. Восприятие мира с точки зрения другого человека, в гармонии с его ощущением реальности.

Гениальность. Это понятие связано с сосредоточенным состоянием, в котором исчезают мир, время и даже собственное «я» и человек полностью погружен в какое-либо дело, находится в «потоке», «в зоне» и имеет полный доступ ко всем своим ресурсам.

Тештальт. Совокупность объединенных на нервном уровне воспоминаний, основанных на сходных эмоциях.

«Даунтайм». Состояние отсутствия сенсорной осведомленности; погруженность в собственное сознание; видение, слышание и чувствование мыслей, воспоминаний, знаний; легкий транс, при котором внимание обращено внутрь.

Дигитальный. Находящийся в одном из двух состояний, например выключатель может быть либо включен, либо выключен. Дигитальная «субмодальность»: цветной или черно- белый; аналоговая «субмодальность»: изменяющийся от темного к светлому.

Диссоциация. Состояние, при котором человек находится не «в» опыте, а наблюдает или слышит его снаружи, как бы с точки зрения зрителя, в отличие от состояния ассоциации.

«Дракон». Состояние дракона в модели мета-состояний не ресурсное состояние, энергия которого, по-видимому, направлена против человека. В первичном состоянии переживания слишком интенсивны или слишком неадекватны, в мета- состоянии человек направляет отрицательные мысли-и-чувства против себя.

Жестко смонтированный. Основанный на нервных свя¬зях, сформировавшихся в течение беременности, аналог аппа- . ратного обеспечения компьютера.

Извлечение. Вызов состояния словом, поведением, жестами или любыми стимулами. Сбор информации через прямое наблюдение невербальных сигналов или вопросы мета-модели.

Искажение. Процесс моделирования, через который мы неточно представляем что-либо в нашей нервной системе или языке; может служить для создания ограничений или ресурсов.

Калибровка. Настройка на чье-либо состояние через чтение ранее наблюдаемых и точно определенных невербальных сигналов.

Карта реальности. Модель мира, уникальная репрезентация мира, построенная в мозге каждого человека путем абстрагирования от опыта; включает неврологические и лингвистические карты, внутренние репрезентации.

Категории Сатир. Пять описанных семейным психотерапевтом Вирджинией Сатир положений тела и стилей речи, которые указывают на определенные способы коммуникации: «уравновешенный», «обвиняющий», «заискивающий», «расчетливый» и «отстраненный».

Кванторы всеобщности. Лингвистическая характеристика мета-модели для слов, которые обозначают «универсальность» («каждый», «все», «никогда», «ни один» и т. д.); утверждение, которое не допускает никаких исключений.

Кинестетика. Различные ощущения на поверхности кожи, проприоцептивные ощущения в теле; включают вестибулярную систему или ощущение равновесия.

Ключи глазного доступа. Движения глаз в определенных направлениях, указывающие на визуальное, аудиальное или кинестетическое мышление (обработку информации).

Ключи доступа. Способ настройки организма с помощью дыхания, позы, жестов и движений глаз для получения возможности мыслить определенным образом.

Ключи. Информация, которая помогает понять чьи-либо субъективные структуры, то есть ключи глазного доступа, предикаты, дыхание, положение тела, жесты, тон и тональность голоса и т. д.

Комплексный эквивалент. Лингвистическая особенность, при которой человек приписывает двум утверждениям один и тот же смысл, например: «Он опаздывает; он не любит меня».

Конгруэнтность. Состояние, в котором внутренняя репрезентация выровнена. Сказанное человеком соответствует тому, что он делает. Невербальные сигналы и вербальные утверждения согласованы между собой. Состояние целостности, адекватности, внутренней гармонии, а не конфликта.

Контекст. Обстановка, фрейм или процесс, в котором происходят события и обеспечивается значение для содержания.

Линия времени. Метафора, выражающая то, как мы храним наши образы, звуки и другие ощущения в памяти и воображении; способ кодирования и обработки понятия «время».

Логический уровень. Более высокий уровень, уровень о более низком уровне, мета-уровень, который направляет и регулирует более низкий уровень.

Мета. Выше, вне, о, на более высоком уровне или логическом уровне.

Мета-модель. Модель с 11 (или 12) лингвистическими характеристиками, помогающими идентифицировать паттерны языка, которые делают неясным значение в коммуникации через искажение, опущение и обобщение. Она включает 11 (или 12) определенных вопросов, с помощью которых язык с «плохими формулировками» снова связывается с сенсорным опытом и глубинной структурой. Эти вопросы мета-модели выводят человека из транса. Разработана в 1975 году Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером. Лежит в основе всех других открытий в НЛП.

Мета-программы. Ментальные/перцептивные программы для сортировки и сосредоточения внимания на стимулах; фильтры восприятия, направляющие внимание, а также иногда выполняющие «нейросортировку» или управляющие мета- процессами.

Мета-состояния. Состояние о состоянии, при котором со¬стояние тела и разума (страх, гнев, радость, научение) оказывает влияние на другое состояние с более высокого логического уровня, порождая состояние гештальта — мета-состояние, описанное Майклом Холлом.

Многопорядковый. Термин является многопорядковым, когда он может быть отнесен к себе и все же иметь смысл. Обычно рефлексивны только номинализации: мы можем любить любовь, мы можем бояться страха, мы можем гневаться на гнев. На каждом уровне слово означает нечто другое. Вопрос для определения уровня: «На каком уровне вы используете этот термин?» (КоггуЬзк!, 1941/1994.)

Множественное описание. Процесс описания одного и того же явления с различных точек зрения.

Модальные операторы. Лингвистические характеристики мета-модели, указывающие «способ», которым человек «действует»: потребность, возможность, желание, обязательство и т. д. Предикаты («могу», «не могу», «возможно», «невозможно», «должен», «обязан» и т. д.), которые мы используем для мотивации.

Моделирование. Процесс наблюдения и копирования успешных действий и поведения других людей; процесс распознавания последовательностей внутренних репрезентаций и действий, которые позволяют выполнить задачу, основа ускоренного обучения.

Модель мира. Карта реальности, уникальная репрезентация мира, основанная на обобщении нашего опыта. Совокупность принципов деятельности человека.

Модель. Описание того, как что-то работает; основанная на обобщении, опущении или искажении копия оригинала.

Нейро-лингвистическоепрограммирование. Изучениесовер- шенства; модель того, как люди структурируют свой опыт; структура субъективного опыта; как человек программирует мышление, эмоции и поведение в своей неврологии с помощью языка, который он использует для обработки, кодирования и извлечения из памяти информации.

Неконгруэнтность. Состояние «разногласий» с собой, наличие конфликта между «частями». Характеризуется оговорками, отсутствием полной сосредоточенности на результате, неконгруэнтными сообщениями, в которых присутствует недостаток выравнивания или соответствия между словами и поведением.

Необходимое разнообразие. Гибкость в мышлении, проявлении эмоций, речи, поведении; человек с большей гибкостью поведения контролирует происходящее; отражено в законе необходимого разнообразия.

Неопределенные глаголы. Глаголы с опущенным наречием, которые не описывают специфические особенности действия.

Неопределенные существительные. Существительные, для которых не установлено, к кому или к чему они относятся.

Неразумность. Термин, используемый Кожибски для описания стадии нарушения адаптации между здравомыслием (хорошая адаптация к территории) и безумием (полная дезадаптация к реальности). Он определял ее как «недостаток абстрагирования, смешение уровней абстракции, вытекающее из идентификации... отмечающееся практически в каждом из нас» (КоггуЬзЫ, 1933: 105).

Номинализация. Лингвистическая характеристика в мета- модели, гипнотический паттерн языка транса, процесс или глагол, превращенный в (абстрактное) существительное; процесс, застывший во времени.

Обобщение. Процесс, посредством которого определенный опыт становится репрезентацией целого класса опыта; один из трех процессов моделирования в НЛП.

Опущение. Лингвистически или репрезентативно отсутствующая часть опыта.

Отсоединение. Предложение человеку других паттернов поведения, разрыв раппорта ради переориентации, прерывания или завершения встречи или беседы; отсоединение как мета- программа.

Паттерны «Фокусов языка». Многочисленные паттерны рефрейминга, позволяющие преобразовывать значение с помощью разговора. Подобно паттернам «ловкости рук», мы производим сдвиг «системы отсчета», который не замечает слушатель.

Первая позиция. Восприятие мира со своей собственной точки зрения, ассоциированно; одна из трех позиций восприятия.

Петли. Круг, цикл, история, метафора или репрезентация, которые возвращаются к своему собственному началу так, что они замыкаются на себя. Открытая петля: незаконченная история. Закрытая петля: законченная история. В стратегиях: петля связана с ситуацией, когда человек повторяет набор процедур и стратегия не может завершиться.

Поведение. Любая деятельность, в которой мы участвуем на микроуровне, как при мышлении, или на макроуровне, как при внешних действиях.

Подсознание. Все, что не осознается в данный момент.

Подстройка к будущему. Процесс умственной реализации (репетиции) события прежде, чем оно произойдет. Один из основных процессов, обеспечивающих устойчивость результата, часто используемый и ключевой компонент в большинстве вмешательств НЛП.

Подстройка. Достижение и поддержание раппорта с другим человеком путем присоединения к его модели мира с помощью разговора, соответствующего его языку, убеждениям, ценностям, настоящим переживаниям и т. д.; имеет решающее значение при установлении раппорта.

Позиция восприятия. Точка зрения человека; одна из пяти позиций. Первая позиция: ассоциирован с самим собой. Вторая позиция: взгляд с точки зрения собеседника. Третья позиция: взгляд из мета-позиции, находящейся вне себя и других, точка зрения стороннего наблюдателя. Четвертая позиция: мы, взгляд с точки зрения группы, системы или организации. Пятая позиция: одновременное и системное использование всех четырех позиций восприятия, точка зрения Бога.

Предикаты. То, что мы утверждаем о предмете разговора; основанные на ощущениях слова, указывающие на определенную репрезентативную систему (визуальные, аудиальные, кинестетические, неспецифические предикаты).

Предпочитаемая система. Репрезентативная система, которую человек чаще всего использует в мышлении и организации опыта.

Пресуппозиции. Идеи, которые мы принимаем без доказательств, чтобы придать смысл коммуникации; предположения, которых мы заранее придерживаемся.

Присоединение. Принятие характеристик внешних проявлений другого человека (поведения, слов и т. д.) для усиления раппорта.

Раппорт. Ощущение связи с другим человеком, чувство взаимности, ощущение доверия; создается подстройкой, от- зеркаливанием и присоединением; состояние эмпатии или восприятие из второй позиции.

Результат. Определенный, основанный на ощущениях желательный исход, должен быть хорошо сформулированным.

Репрезентативная система. То, как мы мысленно кодируем информацию, используя сенсорные системы: визуальную, аудиальную, кинестетическую, обонятельную и вкусовую.

Репрезентация. Идея, мысль, представление сенсорной или оценочной информации.

Ресурсное состояние. Общее неврологическое и физическое переживание, когда человек чувствует себя обладающим ресурсами.

Ресурсы. Любые средства, которые мы можем использовать для достижения результата: физиология, состояния, мысли, стратегии, переживания, люди, события или материальные ценности.

Рефрейминг. Изменение системы отсчета; представление события или идеи с другой точки зрения так, чтобы оно имело другое значение; рефрейминг содержания или контекста, паттерн изменения.

Сенсорная острота. Осознание внешнего мира и чувств; различение более тонких характеристик сенсорной информации о мире.

Сенсорное описание. Непосредственно наблюдаемая и поддающаяся проверке с помощью органов чувств информация; язык «вижу-слышу-чувствую», который мы можем проверить опытным путем, в отличие от оценочных описаний.

Синестезия. Автоматическая связь одной репрезентативной системы с другой, например У-К синестезия предполагает видение и ощущение без моментального осознания того, как это происходит; автоматическая программа.

Содержание. Специфические особенности и детали события; ответ на вопросы «что?» и «почему?». Противоположность процесса или структуры.

Сознание. Осознание настоящего момента. Способность одновременно сосредоточиться на 7±2 чанках информации.

Состояние. Целостный феномен разума, тела, эмоций, настроения, состояния; общая сумма всех неврологических и физических процессов человека в любой момент времени.

Стратегия. Установление последовательности мышления и поведения для получения результата или опыта; структура субъективности, представленная в линейной модели ТОТЕ.

Субмодальность. Характеристики ощущений в пределах каждой репрезентативной системы; качества наших внутренних репрезентаций; элементарные стандартные блоки мыслей, свойств в каждой системе.

Третья позиция. Восприятие мира с точки зрения наблюдателя, одна из позиций восприятия; вы видите и себя, и других людей.

Убеждения. Мысли, осознанные или неосознанные, которые превратились в обобщение о причинной связи, значении, себе, других, действиях, идентичности и т. д. Убеждения относятся к миру и тому, как мы действуем в нем. Убеждения направляют наше восприятие и интерпретацию действительности. Убеждения тесно связаны с ценностями. В НЛП есть несколько паттернов изменения убеждений.

Усиление. Процесс добавления человеку жизнестойкости, энергии и новых мощных ресурсов; жизнестойкость на неврологическом уровне, изменение привычек.

Условие хорошей формулировки. Критерии, которые позволяют нам определить результат так, чтобы он стал достижимым и поддающимся проверке. Правильно сформулированный результат — мощный инструмент для принятия решений типа «выигрыш — выигрыш».

Физиология. Физическая часть человека.

Фрейм «как если бы». Мышление, «как если бы» что-то произошло; способствует творческому решению проблем, позволяя мысленно преодолеть видимые препятствия и приблизиться к желаемым результатам.

Фрейм. Контекст, окружение, мета-уровень, способ воспри¬нимать что-либо (например, фрейм результата, фрейм «как ес¬ли бы», фрейм возвращения и т. д.).

Ценность. То, что для нас важно в определенном контексте. Ценности, или критерии, мотивируют нас и являются результатом нашей оценки.

Чанкинг. Изменение восприятия путем повышения или понижения уровней и/или логических уровней. Укрупнение относится к повышению уровня (индукция). Оно ведет к абстракциям более высокого порядка. Разукрупнение относится к понижению уровня (дедукция). Оно ведет к более конкретным примерам или случаям.

Части. Подсознательные части, субличности, созданные посредством значимого эмоционального переживания; отвергнутые и отделившиеся функции, которые ведут «собственную жизнь»; неконгруэнтность частей — источник внутриличностного конфликта.

Экология. Общие отношения между представлениями, навыками, реакциями и более широким окружением или системой. Внутренняя экология: общие отношения между человеком и его мыслями, стратегиями, действиями, способностями, ценностями и убеждениями. Динамический баланс элементов в системе.

Эпистемология. Исследование того, как мы получаем наши знания. НЛП как эпистемология.

Якорение. Процесс, посредством которого любой стимул или репрезентация (внешние или внутренние) становятся связанными с реакцией и таким образом запускают ее. Якоря возникают естественным путем и намеренно (как при аналоговом маркировании). Понятие якорения в НЛП происходит от павловской схемы «стимул — реакция», классического обусловливания. В исследованиях Павлова звук камертона становился стимулом (якорем), который вызывал слюнотечение у собаки.

ТОТЕ. Модель, разработанная Джорджем Миллером с коллегами для объяснения последовательных процессов, которые порождают реакцию. Модель «Проверка — Действие — Проверка — Выход» стала обновлением бихевиористской модели «Стимул — Реакция», которая дополнительно усовершенствована в НЛП добавлением репрезентативных систем.

УАК. Аббревиатура для сенсорных репрезентативных систем — визуальной, аудиальной и кинестетической. Последняя (К) включает запахи (обонятельная сенсорная система) и вкусы (вкусовая сенсорная система).

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие