Mirrosta.ru

Какие бывают формы общения?

Формы общения


Любой процесс взаимодействия обусловлен схемой «стимул – реакция». Если реакция агента на полученный стимул является уместной, то выстраивается дополнительная трансакция, и весь процесс протекает гладко. Данное правило действует вне зависимости от природы или содержания трансакций и подчиняется только их вектору. Пересечение векторов ведет к разрыву естественного общения.

Например, человек просит подать ему какой-нибудь предмет, а в ответ сталкивается с негодованием или неуместным замечанием. Дополнительные трансакции формируются, когда состояния Я-агентов равны. В процесс могут быть вовлечены только одно из состояний (Родитель – общество, Взрослый – объективная реальность или Ребенок – индивидуальные особенности) или несколько (но на равных условиях).

 

Какая польза от общения

Описки по Фрейду в общении

 

В зависимости от конфигураций трансакций общение происходит посредством процедур, ритуалов, способов времяпрепровождения, операций или в форме игр.

 

Как происходит общение?

 

Процедуры – это последовательность дополнительных трансакций, обусловленных объективной реальностью. Их планирует Взрослый индивида. Процедуры, как и ритуалы, могут носить универсальный характер, а могут быть локализованы. Измеряются категориями целесообразности и эффективности. Целесообразность тем выше, чем более человек использует имеющиеся у него данные. Эффективность напрямую зависит от результата деятельности.

Ритуалы всегда заданы внешними факторами. Они планируются Родителем индивида. Обеспечивают автоматизированность многих действий, направляют поведение человека в заданные обществом или социальной группой рамки.

И ритуалы, и процедуры всегда стереотипны – реакция на стимул ожидаемая, предсказуемая. Они не несут никакого конфликта или скрытого мотива.

Времяпрепровождение необходимо для структурирования определенного интервала времени и выстраивания общения вокруг заданной темы. Оно представлено трансакциями полуритуального типа. Классифицируется по признакам:

- внешним (половым, возрастным, национальным и т.п.);

- структурно-деятельным (по проявлению личностных характеристик);

- психологическим (проецирующая или интроецирующая формы).

Кроме вышеуказанных функций, времяпрепровождение способствует социальному отбору и утверждению личностной установки индивида. Жизненная позиция человека начинает формироваться в раннем детстве (примерно в 2 года) и окончательно закрепляется к младшему школьному возрасту. В обычных условиях человек всю жизнь отстаивает это приобретение и ведет борьбу с ситуациями, содержащими угрозу для жизненной позиции.

Операции и игры могут выглядеть похожими. Они направлены на достижение определенных целей. Но если операции строятся на последовательности простых трансакций, и цель их очевидна (например, человек честно просит о помощи и получает эту помощь), то в играх всегда имеется скрытый мотив. Игра, как бы правдоподобно не выглядела, обязательно направлена на получение «выигрыша». И наличие таких «подводных камней» превращает операции в маневры, а действия в ходы.