Mirrosta.ru

Метод анатомирования в борьбе с детскими страхами

Метод анатомирования в борьбе с детскими страхами

Метод анатомирования страхов — один из наиболее старых методов, успешно использующийся в комплексной терапии детских страхов. Те опасные и страшные качества, которые ребенок приписывает персонажу, предмету или явлению, пугающему его, зачастую появляются в его воображении только оттого, что ребенок не понимает этого явления. К примеру, дети боятся темноты, потому что не знают, что таит в себе темнота; боятся грома и молнии, не понимая, чем они вызваны, как их объяснить и т.д. Эти проблемы в познании ребенка и порождают страх.

Метод анатомирования страха направлен как раз на то, чтобы восполнить эти пробелы в сознании.

Трехлетняя девочка Катя очень сильно боялась собак. Из беседы психолога с ее родителями выяснилось, что в раннем детстве девочка, случайно наступив на хвост собаки, панически испугалась ее лая и оскаленной пасти. Несмотря на то, что собака даже не укусила ее, Катя очень долго плакала, после чего стала проявлять признаки сильного беспокойства не только в те моменты, когда видела собаку на улице, но даже и просто оттого, что слышала слово "собака": Вскоре появились серьезные нарушения сна. В течение достаточно долго периода времени Катя просыпалась по ночам в слезах и говорила, что ей приснилась собака, которая кусала ее, разрывала на части.

Очень долго родители ничего не могли с этим поделать. В качестве терапевтического приема им был предложен метод анатомирования страха. Для начала Катя смотрела детские мультфильмы про собак. Персонажи сказок и мультфильмов не вызывали у нее страха, однако она продолжала страдать от ночных кошмаров и панически боялась любых собак.

Вскоре у родственников семейной пары ощенилась собака. Кате предложили пойти посмотреть на маленьких собачек, поиграть с ними. Девочка, явно испугавшись, отказалась. Но когда ей было предложено то же самое, только слово "собака" заменили на слово "щеночек", она охотно согласилась.

Взрослую собаку на время визита из квартиры удалили. Катя некоторое время не решалась подойти к щенкам, но вскоре все же погладила одного из них. К концу вечера Катя уже охотно играла со щенками и брала их на руки. После этого визита ей практически перестали сниться страшные сны. Через некоторое время они снова навестили уже немного подросших щенков. С каждым разом щенки все больше подрастали, превращаясь во взрослых собак.

Со временем Катя стала интересоваться всем, что ей рассказывали о собаках, и в сознании сформировалась мысль о том, что большие собаки вырастают из маленьких, безобидных щенков. Различные истории о том, что собака — друг человека, что она никогда не обидит своего хозяина, не укусит просто так, Катя слушала с интересом и доверием.

В этом примере мы наглядно видим, как таинственный образ страшной и злой собаки постепенно вытеснялся другим — образом собаки, вырастающей из щенка. Поняв характер и привычки этих животных, а также разобравшись в том, почему в детстве на нее зарычала собака (не потому, что была злой, а просто потому, что ее нечаянно обидели), девочка стала нормально реагировать на этих животных. Ночные кошмары прекратились. В общей сложности терапия заняла два с половиной месяца. В описанном случае метод анатомирования применялся в комплексе с другим методом, который в научной психологии имеет название десенсибилизации.

Десенсибилизация страхов — это привыкание ребенка к своему страху путем узнавания и понимания того, что именно представляет собой объект страха; кроме того, положительное воздействие при применении метода десенсибилизации оказывает и наглядно нейтральное отношение взрослых людей к объекту страха.

Метод десенсибилизации можно применять и в том случае, когда ребенок боится темноты. Теоретические уверения взрослых о том, что темная комната — это то же самое, что и освещенная комната, что в темноте нет ничего пугающего, как правило, воспринимаются ребенком с настороженностью и недоверием. В данном случае для того чтобы ребенок "понял" темноту, ему необходим личный опыт познания. Иначе говоря, ему необходимо, преодолев себя, остаться на некоторое время в темноте и понять, что темнота не грозит опасностью. Кроме того, в данном случае весьма существенным фактором становится уже то, что ребенок хотя бы однажды сумел противостоять своему страху.

Не следует насильно заставлять ребенка оставаться в темноте! Это приведет к еще более глубоким и серьезным нарушениям психики.

Не стоит также и просить ребенка показать свою смелость, доказать, что он не трус и т.д. В том случае, если он не сможет, поддавшись вашим уговорам, преодолеть свой страх, мысль о собственной трусости, укрепившись в сознании, приведет к существенным нарушениям собственной самооценки, скажется в дальнейшем и на характере, и на жизненных позициях. В подобной ситуации лучше попытаться "подкупить" ребенка, например, посулить в награду за то, что он решится один пройти по темному коридору или побыть некоторое время в темной комнате, какой-нибудь подарок, что-то, о чем ребенок давно мечтал.

Применяя этот метод, родителям не следует надеяться на быстрые результаты. Напротив. В том случае, если им, к примеру, удастся уговорить ребенка пробыть всю ночь в темной комнате, результат может быть единовременным — выдержав одну ночь и получив то, что ему обещали, ребенок едва ли преодолеет свой страх.

Привыкание должно происходить постепенно, тогда мысль о том, что темнота не таит в себе опасностей, надежнее закрепится в сознании ребенка, подкрепленная собственным, неоднократно повторяющимся опытом.

Поэтому для начала, выключив свет, некоторое время останьтесь с ребенком в комнате, поговорите с ним, а потом выйдите на минутку и снова зайдите. На следующий день количество времени можно увеличить — и так до тех пор, пока ребенок не сможет преодолеть того этапа, вместе с которым окончательно преодолеет и свой страх.

Соответственно распределяются и "награды" за каждый отрезок пути. Так, за его первое двух-трех минутное пребывание в темноте он может получить, кроме родительской похвалы, что-нибудь сладкое, а на последнем этапе вы можете наградить его долгожданной поездкой, игрушкой, о которой он очень долго мечтал, и т.д.

Манипулирование предметом страха также в ряде случаев дает прекрасные результаты в борьбе с детскими страхами. Суть этого метода заключается в следующем: исходя из способности детского воображения абстрагироваться от действительности, ребенку предлагается некий "суррогат" его страха, например, Баба Яга, красочно разрисованная и вырезанная из картона, или кукла в виде Кащея Бессмертного. Возможность манипулировать, т.е. управлять предметом страха очень часто становится для ребенка способом его преодоления.

Предлагая ребенку купить в магазине куклу Бабы Яги или же нарисовать и вырезать сказочного персонажа, пугающего его, родители, скорее всего, столкнутся с бурей протеста со стороны ребенка. Не следует настаивать и уговаривать его, говорить, что, поиграв в игрушку, ребенок перестанет бояться. Едва ли это случится. Действовать лучше по-другому. Если, к примеру, ребенок (пусть даже это произойдет посреди ночи) прибегает к вам со слезами на глазах и жалуется, что его снова напугал какой-то персонаж, лучше сначала успокоить его, а потом просто поинтересоваться, какой он был, как выглядел.

После того как ребенок даст хотя бы несколько характеристик, следует взять заранее подготовленные карандаши и бумагу, нарисовать то, что описывал ребенок, и спросить: "Похоже?"

Когда ребенок согласится с тем, что рисунок на самом деле сильно напоминает ему тот образ, который стал источником его страха, следует продолжить разговор.

"Так вот, значит, какая она, эта Баба Яга... Противная, мерзкая старуха — ничего не скажешь". Эти слова взрослый говорит спокойным тоном, не показывая ребенку, что он сам боится изображения, и при этом во время разговора вырезает картинку из бумаги.

"Противная старуха, — продолжает взрослый, протягивая ребенку вырезанную куклу, — всю ночь тебе спать не давала. Ну разве так можно, разве это хорошо? Иди, поставь ее в угол. В следующий раз будет знать, как пугать тебя".

Если реакция ребенка на предложение будет нормальной, то есть страх не будет слишком сильно выражен, и ребенок, сумев преодолеть себя, возьмет фигурку в руки и на самом деле поставит ее в угол, следует предложить ему продолжить игру. К примеру, погрозить ей пальцем и сказать, что вы оставите ее без завтрака.

Ко времени завтрака ребенка снова следует вовлечь в игру, спросив у него, как там Баба Яга, может быть, накормить ее завтраком, пожалеть? Не важно, каким будет ответ ребенка — главное, что в его сознании фиксируется факт: теперь он сам может управлять предметом своего страха, руководить его действиями по своему собственному усмотрению. Это будет первый шаг на пути преодоления страхов.

Подмена мысленного образа реальным, осязаемым объектом, предполагающим для ребенка наличие возможности манипулировать им, создает прекрасную возможность избавления от страха.

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие