Mirrosta.ru

Упражнения и игры для развития мышления детей 2

Упражнения и игры для развития мышления детей 2

Упражнение "Какие могут быть отношения между понятиями?"

Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом. Наиболее часто встречаются следующие отношения:

1)«вид — род» и «род — вид», например «окунь — рыба», «рыба — окунь»;

2)«часть — целое», например «плавник — окунь»;

3)«причина — следствие», например «горе — слезы»;

4)«последовательность», например «понедельник — вторник»;

5)«вид — вид», например «щука — окунь»;

6)«функциональные отношения», например «окунь — река»;

7)«противоположность», например «свет — тьма».

Следует назвать отношения, существующие между понятиями каждой пары:

1.Рабы — класс.

2.Осень — зима.

3.Ромб — сторона.

4.Рабы — рабовладельческий строй.

5. Тополь — ясень.

6.Газ — жидкость.

7.Сахара — пустыня.

8.Тополь — пирамидальный тополь.

9.Жидкость — вещество.

10.Рабы — рабовладельцы.

11.Карта — глобус.

12.Буква — гласная буква.

13.Носорог — саванны.

14.Тополь — лес.

15.Вода — холодная вода.

16.Рабы — крепостные крестьяне.

17.Шероховатость — трение.

18.Фигура — плоскостная фигура.

19.Союз — предлог.

20.Засуха — неурожай.

21.Рабы — Спартак.

22.Острый угол — тупой угол.

23.Север — юг.

24.Тополь — дерево.

25.Притяжение — отталкивание.

26.Повесть — глава.

27.Плодородная почва — высокий урожай.

28.Числительное — часть речи.

29.Жизнь — смерть.

30.Круг — окружность.

 

Упражнение "Калейдоскоп"

Все игроки выстраиваются в полукруг перед экраном. Водящий выходит к экрану, лицом к участникам. Игроки называют водящему по очереди цвет, который каждый из них предпочитает. Затем водящий отворачивается, игроки быстро меняются местами. Когда водящий повернется, ему нужно сказать, какому игроку какой цвет нравится. Психолог: "Кажется все очень просто? Ну, давайте попробуем. Итак, встали лицом к экрану. Водящий, запомните цвета и отвернитесь, а затем, вернувшись в исходное положение, угадайте эти цвета. Следующим водящим будет тот, чей цвет не угадали, а затем — все остальные. Итак, начали! Спасибо, игра закончена".

 

Упражнение "Понятия по порядку"

Нужно расположить приведенные ниже понятия по порядку, т.е. от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему как род к виду. К примеру, если даны следующие понятия: «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное», то их следует расположить так: «пудель — собака — домашнее животное — животное».

1.Храм, древнегреческий храм, строение, Парфенон, ритуальное сооружение.

2.Яблоня, растение, дерево, плодовое дерево, цветковое растение.

3.Число, дробь, натуральная дробь, неправильная дробь.

4.Почва, чернозем Украины, природное образование, чернозем.

5.Согласная буква, знак азбуки, буква «Д», буква.

6.Газ, состояние вещества, кислород, жидкий кислород.

7.Создатель произведений искусства, Фидий, скульптор, человек, древнегреческий скульптор.

8.Сказка, сказка «Колобок», жанр, устное народное творчество.

9.Водоплавающая птица, лебедь, черный лебедь, птица, позвоночные.

10.Природное явление, землетрясение в Японии, стихийное бедствие, землетрясение.

 

Упражнение "Поиск соединительных звеньев"

 

Задаются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. К примеру, в данном случае это могут быть «экскаватор» (сходен с лопатой по функции, а с автомобилем входит в одну группу — транспортные средства), «рабочий» (он копает лопатой и одновременно является владельцем автомобиля). Допускается использование и двух-трех соединительных звеньев («лопата» — «тачка» — «прицеп» — «автомобиль»). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытие содержания каждой связи Между соседними элементами цепочки. Победитель тот, кто дал больше аргументированных вариантов решения.

Задание позволяет легко устанавливать связи между предметами и явлениями.

 

Упражнение "Построение сообщения по алгоритму"

Участники игры договариваются, что, рассказывая о каких-либо известных событиях, предлагаемых ведущим или выбранных ими самими, будут четко придерживаться определенного общего для всех алгоритма. Алгоритмы могут быть разными. К примеру, удобно пользоваться следующим: факт (что произошло) — причины, повод — сопутствующие события — аналогии и сравнения — последствия. Это значит, что о чем бы ни шла речь, рассказчик должен обязательно фиксировать все отмеченные моменты именно в этой последовательности. Можно использовать алгоритм Цицерона: «кто — что — чем — зачем — как — когда». Можно разработать свои. Не надо следовать слепо: иногда можно пропустить пункт («кто», «зачем» — если речь о стихийном бедствии).

Задание дисциплинирует и углубляет мышление.

 

Упражнение "Составление предложений из слов"

Используя различные значения слов: картина, роль, класс, основание, культура составьте с ними предложения. А теперь попытайтесь составить предложение (рассказ), включив в него все эти пять слов. То же самое задание сделайте, используя слова: студент, коньки, телега, дождь, небо, любовь. Составьте одно сложное или несколько предложений из слов: край, зуб, лошадь, клад, носки, инженер, город, доска. Тренируйтесь постоянно, немалократные упражнения принесут вам успех.

 

Составление анаграмм.

Составьте анаграммы, слова, которые отличаются друг от друга только порядком заключенных в них букв. Примеры: шарф - фарш; слово -волос; кулон - уклон - клоун - колун; клоп - полк; лежание - желание.

 

Составьте собственные анаграммы от слов: бирюк, стан, сустав, бязь, рондо, накат, пион, крот, колосок, коран, нагар, опрос, отбор, тяпка, рыбак, сруб, тавро, атлант, прут, фтор, шакал, шелк, куща, амплуа.

Найдите слова, от которых можно составить анаграммы.

 

 Составление поэтических образов.

 

Кенниги - поэтические образы, состоящие из сочетания двух слов - существительных. Пример: царь зверей - лев; глаза дома - окна; голос души - песня; мир цифр - арифметика; язык техники - чертеж; грамматика языка техники - начертательная геометрия.

Составьте собственные кенниги на слова: орел, асфальт, бой, воробей, волк, дуб, лес, речка, ржавчина, солнце, столица, фонтан, золото.

Варианты ответов: орел - царь птиц; асфальт - одеяло дороги; бой -столкновение сил; воробей - птица домов; волк - зверь собак; дуб - камень деревьев; лес - море деревьев; речка - бег воды; ржавчина - гроза металлов;

солнце - звезда жизни; столица - город городов; фонтан - сияние воды;

золото - царь металлов.

Попытайтесь найти слово, которое связывает два слова -существительных. К примеру: кит - небо голубой(ое)

Найдите это связующее слово в таких парах слов: орешек - характер;

кузнечик - помидор; любовь - море; котенок - человек; урок - подход; лес -глаза; овраг - мысль; ночь - тушь; поворот - вопрос.

Возьмите орфографический словарь и попробуйте превратить выбранное вами слово в сочетание с иным значением. К примеру, бессердечный - бес сердечный; бесстрашный - бес страшный; горизонт -гори зонт; гимназии - гимн Азии.

Палиндромы - слова (фразы), одинаково читающиеся как слева направо, так и с права налево. Пример: шалаш, казак. Ты сыт. Кирилл лирик. А роза упала на лапу Азора. Я не реву - уверен я. Аргентина манит негра.

Придумайте свои палиндромы.

 

Упражнение "Сходство и различие"

Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, — при этом можно использовать и их изображение. Для более старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правильных ответов, количество ошибок (сравнение по разным основаниям), соотношение отмеченных признаков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классо - родовые отношения и проч.). Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka}