Mirrosta.ru

Что могут делать новорожденные дети - новорожденный и ранние этапы развития

Что могут делать новорожденные дети - новорожденный и ранние этапы развития

При рождении младенец зависит от других людей и умрет, если о нем не будут заботиться. Новорожденные не умеют поднимать голову, переворачиваться или кормить самих себя. Значит ли это, что они инертны и нечувствительны? Конечно, нет! Новорожденные могут видеть, слышать, чувствовать запах, вкус и реагировать на боль и прикосновение. Хотя их чувства менее обострены, дети очень непосредственны и отзывчивы.

Младенцы также проявляют ряд адаптивных рефлексов. Чтобы вызвать хватательный рефлекс, положите какую-нибудь вещь на ладонь новорожденной, и она с удивительной силой схватит его. Многие младенцы, как гимнасты на трапеции, могут висеть на поднятой перекладине. Хватательный рефлекс помогает выжить, так как он помогает младенцам не упасть. Вы можете наблюдать коренной рефлекс (рефлексивный поворот головы и сосание), дотронувшись до щеки малыша. Он тут же повернется к вашему пальцу, как будто в поисках чего-то.

В какой степени такой поворот головы является адаптивным

Коренной рефлекс помогает детям найти бутылочку или грудь. Затем, когда сосок касается рта младенца, сосательный рефлекс (ритмические сосательные движения) помогает ему получить необходимую еду. Это генетически запрограммированное действие. Однако в то же время еда вознаграждает сосание. В результате во время первых дней после рождения сосание стремительно усиливается. Опять-таки мы видим, что научение начинается сразу же после рождения.

Рефлекс Моро также интересен. Если положение Эми быстро изменится или ее испугает громкий шум, она сделает стремительное движение, как будто обнимая кого-то. Похожие движения делают детеныши обезьян, когда цепляются за своих матерей.

Мир новорожденного

Тридцать лет назад многие люди склонны были представлять новорожденных младенцев просто пучком рефлексов. Однако младенцы могут реагировать более изящно, чем можно было бы себе представить. Например, Эндрю Мельтзофф и Кент Мур  обнаружили, что дети — врожденные имитаторы. Видеозаписи подтверждают, что маленькие дети подражают мимике лица взрослых. Уже в 9 месяцев дети могут подражать чьим-то действиям в течение целого дня после того, как их увидят. Такое имитирование, очевидно, способствует быстрому научению в младенчестве.

Каков интеллект новорожденного?

Младенцы гораздо умнее, чем принято думать. С самых первых дней своей жизни младенцы, судя по всему, пытаются понять, как устроен мир. Они сразу начинают смотреть, трогать, пробовать на вкус и другими способами исследовать свое окружение. С эволюционной точки зрения сознание младенцев рассчитано на то, чтобы впитывать информацию, что они и делают поразительными темпами.

 

В первые недели и месяцы жизни у младенцев все более и более развиваются мыслительные способности, способность учиться посредством наблюдения, предсказывать события и пытаться найти им объяснение. Так, например, психолог Джером Брунер  заметил, что 3-8-недельные дети, по-видимому, понимают, что голос и тело человека взаимосвязаны. Если ребенок слышит, как голос матери раздается оттуда, где она стоит, то он остается спокойным. Если ее голос раздается из громкоговорителя в нескольких футах от нее, то ребенок становится раздраженным и начинает плакать. Очевидно, что с самого рождения сознание человека активно действует.

Еще одно представление о внутреннем мире младенцев дает проверка их видения окружающего.

Можно ли протестировать представления ребенка?

Работа с детьми всегда требует воображения, потому что они не умеют разговаривать. Чтобы проверить видение ребенка, Роберт Фанц изобрел устройство, которое называется камера наблюдения. Представьте, что ребенка положили на спину в камеру лицом к освещенному пространству над нем. Затем в камеру помещают два предмета. Наблюдая за движениями глаз  и образами, которые они отражают, мы можем сказать, на что он смотрит. Такая проверка показывает, что взрослое зрение приблизительно в 30 раз острее, однако дети могут видеть большие модели, формы и выступы.

Фаин, обнаружил, лето, которым всего три дня от роду, предпочитают сложные узоры, например шахматные доски и концентрические круги, простым цветным четырехугольникам. Другие психологи выяснили, что детей больше возбуждают круги и кривые и что они дольше смотрят на яркие цвета.

Сразу же после рождения дети начинают понимать изменения в расположении предметов.

Когда ребенку исполнится 6 месяцев, он сможет распознавать категории объектов, различающихся по форме и цвету. К возрасту 9 месяцев он научится определять разницу между собаками и птицами или другими группами животных. Таким образом, внутри этого крохотного организма живет настоящая личность!

Новорожденные могут наиболее четко видеть объекты, расположенные примерно в 30 сантиметрах от них. Создается впечатление, будто они лучше всего подготовлены к разглядыванию людей, которые любят их и заботятся о них. Возможно, именно поэтому младенцев так очаровывают человеческие лица. Спустя лишь несколько часов после рождения младенцы начинают предпочитать смотреть в лицо своей матери, а не в лица незнакомых людей.

 

Кун «Все тайны поведения человека»

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие