Mirrosta.ru

Детская дисциплина и ее побочные эффекты

Как правильно управлять  поведением ребенка

В случаях, когда родителям не удается обеспечить дисциплину, дети становятся антисоциальными, агрессивными и неуверенными в себе. Эффективная дисциплина базируется на справедливости, но и на любви, основана на авторитете, но и на чуткости. Она помогает ребенку социализироваться, не разрушая связей любви и доверия между родителями и ребенком.

Типы дисциплины

Родители, как правило, пытаются привить дисциплину своему ребенку одним из трех способов: убеждение с помощью силы, отлучение от родительской любви или управление поведением ребенка.

Убеждение с помощью силы использует физическое наказание или демонстрацию силы, с помощью которой родители могут отобрать игрушки или лишить ребенка привилегий. В качестве альтернативы некоторые родители применяют такой способ, как отлучение от любви (когда сдерживают какие-либо проявления любви и привязанности), отказываясь разговаривать с ребенком, угрожая уйти от него, отвергая его или действуя иными способами, например поступая так, как если бы ребенок на какое-то время стал недостойным родительской любви. Методы управления поведением сочетают в себе похвалы, одобрение, признание, власть, убеждение и т. п. для того, чтобы поощрять хорошее поведение. Каждый из таких подходов может успешно контролировать детское поведение, но побочные эффекты применения этих подходов сильно отличаются друг от друга.


В чем заключаются эти побочные эффекты?

Методы, ориентированные на применение силы, особенно использование жестоких или суровых способов физического наказания, связаны со страхом, ненавистью и отсутствием искренности и теплоты. Дети, которых подвергают суровым наказаниям, склонны проявлять дерзость, непослушание и агрессивность. Печально, но факт, что убеждение с помощью силы остается самым часто применяемым на практике методом привития ребенку дисциплины.

Отлучение от родительской любви способствует развитию у ребенка самодисциплины. Мы можем сказать, что такие дети становятся чрезвычайно совестливыми. Часто их характеризуют как «примерных»или на редкость «правильных». Но в качестве побочного эффекта данного подхода можно указать на то, что такие дети часто бывают тревожными, неуверенными и зависимыми от мнения взрослых.

Методы управления поведением также имеют свои ограничения. Самое важное заключается в необходимости тщательным образом приспосабливать эти методы к детскому уровню понимания. Дети младшего возраста не всегда могут понимать связь между правилами, разъяснениями и своим собственным поведением. Несмотря на это ограничение, методы управления повелением имеют большое преимущество в другой области. Психолог Стэнли Куперсмит) установил прямую связь между тем, каким образом родители приучают ребенка к дисциплине, и детской самооценкой.

 

Самооценка.

Понятие самооценки имеет отношение к восприятию самого себя как стоящего человека. Высокая самооценка очень важна для душевного здоровья человека. Люди с заниженной самооценкой придают себе маленькое значение в сравнении с другими.

В начальной школе дети с высокой самооценкой, как правило, пользуются большей популярностью, более склонны к сотрудничеству и лучше учатся. Дети с низкой самооценкой ведут себя более отчужденно и часто имеют успеваемость ниже средней.

Какое влияние дисциплина оказывает на самооценку?

Куперсмит установил, что низкая самооценка связана с применением физического наказания или отказом в любви и привязаннгсти к ребенку. В противоположность этому высокая самооценка была отнесена к результатам применения методов управления поведением, которые придают особое значение четкой и последовательной дисциплине в сочетании с большой родительской заботой и вниманием по отношению к ребенку. Таким образом, лучше всего для родителей постараться свести к минимуму физические наказания и избегать ненужных отказов в родительской любви и привязанности. Дети, которые ощущают эмоциональную поддержку со стороны своих родителей, проявляют высокую самооценку.

Кун «Все тайны поведения человека»

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие