Mirrosta.ru

Как помочь ребенку учиться без стресса – школьные стрессы

Как помочь ребенку учиться без стресса – школьные стрессы

 

Замечать достижения, подчеркивать сильные стороны, а не ошибки и не упрекать. Нам под силу смягчить школьный стресс своего ребенка, уверены наши эксперты. Оставаясь требовательными по делу.

Не торопиться

«Ребенок постоянно развивается, - напоминает детский психолог Татьяна Бедник. - Этот процесс может происходить очень активно, зато в другие моменты он словно замирает, набираясь сил для следующего рывка. Поэтому взрослым стоит разрешить себе «примириться» с тем, каков ребенок сейчас. Не торопиться, не настаивать, не заставлять немедленно все исправить, стать другим. Стоит, наоборот, прислушиваться к ребенку, наблюдать, помогая ему опираться на его позитивные стороны, и поддерживать, когда проявляются слабости».

Извлекать пользу из ошибок

Не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает. Верно и обратное: кто что-то делает, ошибается. По крайней мере иногда. «Приучайте ребенка анализировать причины неудачи - так вы научите его ясно понимать, что именно привело к ошибке, советует возрастной психолог Андрей Подольский. Уточняйте, что осталось непонятым, просите переделать дома упражнение, пересказать плохо усвоенный урок. Будьте готовы и сами заново объяснить суть недавно пройденного материала». Но никогда не делайте задание вместо него, делайте вместе с ребенком. «Хоро­шо, когда совместное творчество касается сложных и творческих заданий, уточняет психолог Та­мара Гордеева, - проекта по биоло­гии, отзыва о книге или сочинения на свободную тему. Обсуждайте с ним новые идеи, вместе ищите литературу, информацию в интер­нете. Такой («деловой») опыт общения с родителями, новые навыки помогут ребенку стать увереннее в себе, пробовать, ошибаться и са­мому искать новые решения». «Нет ничего более успокаивающе­го и восстанавливающего, чем мо­менты совместных занятий в кругу семьи, - добавляет Татьяна Бед­ник. - Вместе готовить, мастерить, устраивать игры, смотреть и ком­ментировать передачу или фильм - столько невидимых, но фундамен­тальных способов обучения!» Об­меняться мнениями, сравнить себя с другими, иногда выступить друг против друга - все это помогает развивать критический ум, кото­рый, в свою очередь, поможет взглянуть на ситуацию со стороны и держать школьный стресс на расстоянии.

Планировать вместе

«В какое время лучше делать уро­ки; взяться сначала за самое легкое или самое сложное; как пра­вильно организовать рабочее ме­сто - именно родители должны научить ребенка планировать свою ежедневную жизнь, - гово­рит школьный психолог Наталья Евсикова. - Это поможет ему лег­че принимать решения, стать спо­койнее - он перестанет садиться за письменный стол в последнюю минуту перед сном». Обсуждайте с ним его работу, объясняйте, что и для чего нужно, почему это сто­ит организовать именно так. Со временем ребенок научится само­стоятельно планировать свое вре­мя и организовывать пространст­во. Но сначала родители должны показать, как это делается, и де­лать это вместе с ним.

Создавать мотивацию

Ребенку интересно, если он хоро­шо понимает, зачем он учится. «Разговаривайте с ним обо всем, что его увлекает, - советует Тама­ра Гордеева. - Напоминайте: успех приходит, если мы любим то, чем занимаемся, получаем от этого удовольствие, видим в этом смысл». Это поможет ребенку разобраться в своих желаниях, лучше понять свои интересы.

He требуйте многого, если вам самим учиться, читать, узнавать новое не очень-то и интересно. И наоборот, активно демонстри­руйте свое любопытство к новому, если вы учитесь всю жизнь. «Можно обратить его внимание на те знания и умения, которые пона­добятся ему для осуществления детской мечты, - уточняет Андрей Подольский. - Ты хочешь быть кинорежиссером или врачом? На режиссерском факультете изуча­ют историю изобразительного искусства и литературы. А врачу надо обязательно знать биологию и химию... Когда есть перспекти­ва, у ребенка возникает сильное желание поскорее добраться до своей мечты. Страх исчезает, и учиться становится интереснее».

Воспитывать не подавляя

Не раздражаться из-за неудач и избегать чрезмерной опеки - так можно было бы сформулировать двойное правило педагогики. На­талья Евсикова предлагает метафо­ру: «Ребенок учится ездить на вело­сипеде. Когда он падает, разве мы сердимся? Конечно, нет. Мы успо­каиваем и подбадриваем его. А потом бежим рядом, поддержи­вая велосипед, - и так до тех пор, пока он не поедет сам. Так же стоит поступать и в отношении школьных дел наших детей: объяснять то, что непонятно, рассказывать о том, что интересно. Делать вместе с ними что-то увлекательное или трудное для них. И, почувствовав встреч­ную активность ребенка, постепен­но ослаблять собственную - так мы освободим ему пространство для самостоятельного развития».

НАТАЛЬЯ ЗАГОРСКАЯ

www.psychologies.ru

{odnaknopka}